Как признать газовую трубу бесхозной

Решение

Дата опубликования: 12 июля 2011 г.

Коломенский городской суд Московской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего Бурякова В.Н., секретаря судебного заседания Французовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц

К Администрации сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района

Об обязании поставить на учёт газопровод

Коломенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц

Обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района об обязании поставить на учёт газопровод по адресу .

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что

Коломенской городской прокуратурой, в связи с обращением директора филиала «Коломнамежрайгаз» по вопросу неблагоприятной ситуации в области технического обслуживания объектов газового хозяйства на территории Коломенского муниципального района проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что значительная часть подземных, надземных и фасадных газопроводов на территории Коломенского муниципального района осталось без технического обслуживания (всего 49 объектов).

В имеется бесхозяйное газопроводное сооружение — газопровод.

Газопровод протяженностью м. Место расположения относительно земли — подземное. Материал – п/э. Давление: низкое. Год ввода ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «О газоснабжении в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999 г.)

Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Отсутствие технического обслуживания объектов газового хозяйства специализированной организацией может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций на территории Коломенского муниципального района (взрывы, возгорания, причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью людей).

В соответствии с условиями договора на оказание услуг по транспортировке газа от ДД.ММ.ГГГГ № , заключенного между ГУП МО «Мособлгаз» (филиал «Коломнамежрайгаз») и МУП «МКХ Коломенского района» потребитель газа как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязан обеспечить техническое обслуживание и безопасную эксплуатацию, принадлежащих ему газопроводов. Данное требование основано на нормах Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (п.п.5.1.1), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. №9. Отсутствие технического обслуживания газопроводов специализированной организацией является грубейшим нарушением Правил безопасности.

Договор от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает право газораспределительной организации на принудительное ограничение или прекращение транспортировки газа в определенных перечисленных в тексте договора случаях, к которым относится, в том числе, и нарушение требований Правил безопасности.

Отсутствие технического обслуживания специализированной организацией определенной части газопроводов на территории Коломенского муниципального района должно повлечь за собой прекращение транспортировки газа по данным газопроводам, что приведет к прекращению газоснабжения ряда потребителей, в том числе и населения.

В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Федерального Закона «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации утвержден «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

Основой мониторинга безопасности являются наблюдения за состоянием объектов газораспределительных сооружений и характером влияния этих сооружений на окружающую среду.

Отсутствие собственника указанных газопроводов влечет неисполнение предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.

Отсутствие на объект газового хозяйства права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. отмечается в частности, что установленные меры по безопасности объектов газового хозяйства, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных объектов газового хозяйства, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Рассматриваемые объекты расположены в административных границах Радужного сельского округа Коломенского муниципального района, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Московской области с заявлением о принятии объектов газового хозяйства на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст.225 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»

Читайте так же:  Зачистка труб от ржавчины расценка

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества газопровода, находящейся на территории этого муниципального образования в .

2.Возложить на администрацию муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в .

В судебном заседании представитель истца, прокурор Вольхина Т.А., подтвердила заявленные исковые требования.

Представитель ответчика, Балнов И.А., в судебном заседании исковые требования признала полностью пояснил, что действительно указанный газопровод имеется м в настоящее время он не имеет собственника. Администрация с/п Радужное признаёт свою обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в .

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается сторонами, газопровод в протяженностью м

в настоящее время является бесхозяйным, что подтверждается Уведомлением ФС Государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с действующим законодательством, единственным органом, уполномоченным поставить данную бесхозяйную недвижимую вещь на учёт с последующим приобретением права собственности на неё является орган местного самоуправления – ответчик по делу.

При отсутствии собственника газопроводного сооружения отсутствует орган, обеспечивающий соблюдение норм и правил при эксплуатации данного сооружения, что чревато техногенными катастрофами.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Из требований указанных федеральных законов в их совокупности суд делает вывод, что орган местного самоуправления не только имеет право подать заявление о регистрации имущества как бесхозяйного, но и обязан это сделать. Такая обязанность лежит на органе местного самоуправления с момента появления на территории его обслуживания бесхозяйного газопроводящего сооружения. При таких обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования с/п Радужное Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, газопровода, находящегося на территории этого муниципального образования,

должно быть признано судом незаконным, как уклонение от возложенных на него обязанностей.

Обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества — газопровода ответчик признаёт.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

— Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества газопровода, находящейся на территории этого муниципального образования в .

— Возложить на администрацию муниципального образования Сельское поселение пос. Радужный Коломенского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества газопровода в .

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение

10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура понуждает орган местного самоуправления к постановке на учёт бесхозяйного газопровода

Прокуратура области (Тамбовская область). 11 мая 2016

Прокуратура Гавриловского района обратилась в суд с заявлением об обязании администрации Гавриловского второго сельсовета принять необходимые меры для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, уличного надземного газопровода низкого давления, находящегося в с. Ивановка.

Основанием для предъявления указанных требований послужили результаты проведённой проверки, в ходе которой установлено, что указанный газопровод, протяжённостью 455 метров, был введён в эксплуатацию в 2004 году. Однако до настоящего времени право собственности на этот газопровод ни за кем не зарегистрировано, на балансе ни у одной организации он не состоит, и по существу является бесхозяйным.

Вместе с тем, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) отнесены к категории опасных производственных объектов, при эксплуатации которых должен выполняться комплекс мероприятий, включающих систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.

Согласно нормам гражданского законодательства бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, с последующим признанием права муниципальной собственности на них.

Непринятие органом местного самоуправления своевременных мер по постановке на учёт бесхозяйного газопровода и признанию права муниципальной собственности на него, создаёт угрозу возникновения всевозможных аварийных ситуаций на данном объекте газового хозяйства.

В этой связи прокуратура реализовала своё право на понуждение органа местного самоуправления выполнить возложенные на него законом функции по управлению бесхозяйным имуществом.

Исковое заявление находится в стадии судебного рассмотрения.

Источник

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Читайте так же:  Уплотнители труб впускного коллектора

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей — определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт. Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Оцените статью
Adblock
detector