Контрольный проводник для определения наличия отсутствия контакта труба футляр

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Контрольный проводник

Контрольный проводник представляет собой стальной стержень диа метром 8 — 12 мм, приваренный к стальному трубопроводу. Длина стержня берется в зависимости от глубины залег, : ния, трубопровода с таким расчетом, чтобы свободный конец стержня в ко-вере оказался ниже крышки на 100 — 120 мм. Место приварки контрольного вывода тщательно изолируется путем заливки слоем битума. [2]

Контрольный проводник , представляющий собой стальной стержень диаметром 8 — 12 мм, может быть приварен к трубопроводу газовой или электрической сваркой. Однако надо помнить, что газовая, или электрическая, сварка иногда вызывает перегрев или прожог трубы, поэтому сварку должен производить весьма квалифицированный сварщик. [3]

Контрольный проводник ( рис. 60) выполняется из провода ПР-8, устанавливаемого в трубе, являющейся защитным кожухом, предохраняющим проводник от повреждения. Внутри кожух заливается битумом. Верхняя часть проводника выводится под колпачок, где заканчивается контактной гайкой. Нижний конец провода припаивается к трубе, заливается битумом вместе с воронкой, верхний конец выводится под ковер. [4]

Контрольные проводники ( рис. IV.11) позволяют без вскрытия газопровода замерить его электрический потенциал. Это необходимо для своевременного обнаружения утечки постоянного тока с рельсов трамвая, метрополитена и других источников на подземные газопроводы. Токи утечки вызывают электрохимическую коррозию газопроводов. [6]

Контрольный проводник состоит из стального провода, находящегося в трубке, залитой битумом. Один конец провода из трубки вызодится наружу и присоединяется к контактной гайке, а другой конец, к газопроводу. Провод в трубке заливается битумом. Наличие положительного потенциала между землей и газопроводом подтверждает поражение газопровода блуждающими токами. Эти приборы устанавливаются в местах пересечения газопроводов с железнодорожными и трамвайными электропутями или вблизи них на расстоянии 200 м один от другого. [7]

Контрольные проводники позволяют определить без раскапывания газопровода, подвергается ли он действию блуждающих токов, способных привести к его разрушению. [8]

Контрольные проводники устанавливаются на участках газопроводов, расположенных вблизи рельсовых путей трамвая или электропоезда на расстоянии 200 м друг от друга, а также против отсасывающих пунктов рельсовой сети и в местах пересечения газопроводом рельсовых электрических путей, с обеих сторон. [10]

Контрольные проводники устанавливаются на участки газопроводов, расположенных вблизи рельсовых путей трамвая или электропоезда на расстоянии не более 200 м друг от друга, а также против отсасывающих пунктов рельсовой сети и с обеих сторон рельсовых электрических путей в местах пересечения их газопроводом. [11]

Контрольные проводники позволяют определить без раскапывания газопровода, подвергается ли он действию блуждающих токов, способных привести к его разрушению. [12]

Контрольные проводники устанавливаются на участках газопроводов, расположенных вблизи рельсовых путей трамвая или электропоезда на расстоянии 200 м друг от друга, а также против отсасывающих пунктов рельсовой сети и в местах пересечений газопроводом рельсовых электрических путей, с обеих сторон. [14]

Источник

Требования по проверке магистральных трубопроводов на пересечениях с автомобильными, железными дорогами и другими препятствиями, выполненных в защитных футлярах, на предмет наличия электрического контакта «трубопровод – защитный футляр»

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

Руководящие документы Госгортехнадзора России

Документ

Регламентирующий надзор в нефтяной и газовой промышленности

РД –0897

ТРЕБОВАНИЯ

по проверке магистральных трубопроводов на пересечениях

с автомобильными, железными дорогами и другими препятствиями, выполненных в защитных футлярах, на предмет наличия

электрического контакта «трубопровод – защитный футляр».

Разработано и внесено Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности

Утверждено

Срок введения в действие

ТРЕБОВАНИЯ

по проверке магистральных трубопроводов на пересечениях с автомобильными, железными дорогами и другими препятствиями, выполненных в защитных футлярах, на предмет наличия электрического контакта «трубопровод – защитный футляр».

Читайте так же:  Допускается ли продольная подвижность труб без потери плотности безрезьбовых соединениях

1.1. Настоящие требования по проверке возможного наличия электрического контакта «труба – футляр» (далее по тексту Требования) обязательны к исполнению для всех юридических лиц, независимо от форм собственности, осуществляющих эксплуатацию магистральных трубопроводов природного газа и опасных жидкостей на территории Российской Федерации.

1.2. Целью ввода в действие настоящих Требований является оказание методической помощи при проведении проверки возможного наличия электрического контакта магистрального трубопровода с защитным футляром на пересечении с автомобильными, железными дорогами и другими преградами или о наличии условий электролита.

1.3. «Условия электролита» в настоящих Требованиях означают условия, при которых в пространстве между наружной поверхностью магистрального трубопровода и внутренней поверхностью футляра имеется электролит, хотя электрический контакт «труба – футляр» отсутствует. При обнаружении условий электролита принятия неотложных мер от эксплуатационного предприятия не требуется.

1.4. В случае обнаружения наличия признаков электрического контакта «труба – футляр» эксплуатационное предприятие должно оперативно принять необходимые меры по установлению места контакта и устранению опасных условий эксплуатации в соответствии с разделом 5 настоящих Требований.

2. Порядок проведения проверки возможного наличия электрического контакта «труба – футляр»:

2.1. Проверка проводится путём выполнения серии электрометрических измерений величин силы тока, напряжения и сопротивления между трубой и футляром.

2.2. Схема измерений приведена в приложении № 1.

2.3. Первичные измерения величин потенциалов «труба – земля» и «футляр – земля» проводятся непосредственно над осью свободного от футляра трубопровода на расстоянии не более 30 см от края футляра.

2.4. Если результаты измерений величин потенциалов по п.2.3. различаются менее чем на 100 милливольт (0.1 В), то проводится следующий этап замеров. На данном этапе измерения проводятся непосредственно над футляром. Рекомендуется провести дополнительные измерения на дальнем от контрольно – измерительного пункта крае футляра. Значительные расхождения величин измерений, отмечаемые в отдельных случаях объясняются увеличением отрицательного потенциала «футляр – земля» при замерах на отдалённых от футляра вентиляционных свечах.

2.5. На следующем этапе проводятся измерения потенциала «труба – земля» и «футляр – земля» при наложенном положительном потенциале на футляр. Дополнительный положительный потенциал обеспечивается аккумуляторными батареями 12 В, отрицательный потенциал которых подсоединяется к временной металлической конструкции (трубы, металлические стержни т т. п.), расположенной по отношению к футляру не ближе 15 м. Замеры потенциалов «труба – земля», «футляр – земля» проводятся серией с постепенным увеличением количества применяемых аккумуляторов (12 вольт, 24 вольт, 36 вольт и т. д.). можно производить измерения одной 12 вольтовой аккумуляторной батарей за счёт поэтапного увеличения отрицательного потенциала металлической конструкции (количества труб, стержней и т. д.). В отдельных случаях проверку можно проводить с использованием наложения потенциала 6 вольт.

3. Оценка результатов проверки наличия возможного контакта «труба – футляр»:

3.1. Оценка результатов проверки наличия возможного электрического контакта «труба – футляр» по величинам электрического сопротивления между трубой и футляром, измеренном прибором измерения сопротивления переменного тока, проводится по следующей схеме:

а) электрического контакта нет, если величина сопротивления более одного Ома;

б) наличие электрического контакта под вопросом, если величина сопротивления

находится в пределах от 0.25 Ом до 1 Ома (условия электролита);

в) электрический контакт существует, если величина электрического сопротивления

3.2. Электрического контакта нет, если при подсоединении нескольких батарей 1.5 вольт между трубой возникает ток величиной менее 100 миллиампер (0.1 А). Электрический контакт существует, если мгновенная величина силы тока достигает в момент подключения 3-4 ампера.

3.3. Отсутствие электрического контакта «труба – футляр наиболее убедительно подтверждается результатами замеров, выполненных в соответствии с п.2.5. Отсутствие электрического контакта определяется по неизменности величины потенциала трубопровода при увеличении положительного потенциала футляра. Разница величин потенциалов трубопровода и футляра изменяется с увеличением величины напряжения, прилагаемого к футляру. Наличие электрического контакта «труба – футляр» при применении метода поэтапного повышения величины напряжения, прилагаемого к футляру подтверждается неизменяющейся разницей потенциалов «труба – земля» и «футляр – земля». При наличии электрического контакта, трубопровод и футляр работают как единая конструкция с одинаковым потенциалом. Футляры, уложенные без изоляционных покрытий менее восприимчивы к проверке методом поэтапного повышения потенциала, чем имеющие такие покрытия.

Читайте так же:  Как выглядит чертеж с трубами

4. Форма заполнения результатов проверки возможного наличия контакта труба – защитный футляр:

4.1. Результаты проверки возможного наличия электрического контакта «труба – футляр» заполняются в типовую форму в соответствии с приложением № 2 и представляются следующими сведениями:

· название эксплуатационного предприятия;

· км по трассе трубопровода;

· местонахождение футляра (автодорога, железная дорога, канал ….);

· толщина стенки трубопровода;

· величина электрического сопротивления между трубой и футляром, измеренное измерителем сопротивления переменного тока;

· величина силы тока между трубой и футляром при подсоединении 1.5 вольтовых батарей (два показания при различных полярностях);

· величина электрического сопротивления, полученная расчётным методом по величинам силы тока и прикладываемого напряжения (по пункту 3.2.);

· величины потенциалов «труба – земля» и «футляр – земля», измеренные непосредственно над трубой и не далее 30 см от края футляра;

· величины потенциалов измеренных над футляром, если значения ранее измеренных потенциалов различаются не более чем на 100 милливольт (0.1 В);

· величины поэтапных замеров потенциалов при приложении дополнительного положительного потенциала к футляру (по п.2.5.);

· заключение о том, есть электрический контакт «труба – футляр» или его нет.

4.2. Форма заполнения результатов проверки подписывается ответственным лицом проводившим проверку и оценку результатов, с указанием его должности фамилии И. О.

5. Порядок действий по установлению места электрического контакта «труба – защитный кожух» и устранению опасных условий эксплуатации магистральных трубопроводов:

5.1. После обнаружения признаков электрического контакта трубопровода с защитным футляром, эксплуатационное предприятие должно принять меры по установлению места контакта в соответствии с рекомендациями, приведёнными в приложении № 3.

5.2. По результатам проведённых обследований эксплуатационное предприятие разрабатывает и принимает меры к реализации мероприятий по устранению электрического контакта «труба – защитный кожух» и оценке состояния магистрального трубопровода в месте контакта.

Начальник отдела магистральных трубопроводов

Управления по надзору в нефтяной и газовой

Порядок проведения проверки для обнаружения места электрического контакта «труба – металлический футляр».

Для определения места электрического контакта трубы с футляром необходимо иметь контрольно — измерительные пункты на обоих концах футляра.

Схема проведения проверки приведена на рисунке № 1.

Приложение напряжения к двум точкам измерения создаёт ток только на участке между точкой контакта и одним из контрольно – измерительных пунктов. По остальной части трубопровода ток не проходит, а футляр выполняет функцию продолжения контрольно – измерительного пункта.

Расстояние до места контакта проводится путём сравнения длины трубопровода с величиной падения напряжения.

Величина электрического сопротивления одного метра трубопровода определяется расчётным путём.

Длина до места контакта L (м) = падение напряжения IR неизвестной длины

падение напряжения IR на один метр длины

Схема проведения проверки для обнаружения места электрического контакта «трубопровод – защитный футляр».

Проверочный аккумулятор и амперметр

+ —

+ — КИП

Место контакта

трубопровод

Схема проведения измерений на предмет наличия электрического контакта «трубопровод – защитный кожух».

Амперметр серия аккумуляторов

+ —

электрод сравнения от трубопровода

проверки наличия электрического

контакта «трубопровод — защитный футляр».

Владелец трубопровода __________________________

Эксплуатационное предприятие ______________________

Область / район __________________________________

Дата проведения проверки 8 сентября 2005 года.

Название трубопровода ­­­­­­­­­­­­­­_______________________

Км по трассе трубопровода 221, местонахождение защитного футляра переход через железную дорогуМосква — Челябинск

Диаметр футляра (мм) , диаметр трубопровода (мм) 720

Толщина стенки трубопровода (мм) 9

Электрическое сопротивление «труба-футляр» по прибору (ом) 0.061 Ом

Величина силы тока между трубой и футляром 0 (А), при обратной полярности 0 (А)

Величина расчётного сопротивления по величинам напряжения и силы тока (ом) 60

Величины потенциалов над трубопроводом:

U труба – земля — 0.6 В –1.82 В, U футляр – земля – 0.6 – 1.82 В, разница величин 0В.

Величины потенциалов поэтапных замеров над трубопроводом и футляром

Источник

Оцените статью
Adblock
detector