Ильяс невретдинов труба биография

Ильяс невретдинов труба биография

Приготовьтесь услышать длинную историю

Задолго до нашей эры трубу как сигнальный инструмент знали и в Египте, и в Греции, и в Риме. В средние века она применялась в рыцарских турнирах и походах, а в состав оперного оркестра натуральную трубу впервые ввел итальянский реформатор Клаудио Монтеверди в 1607 году, сочинив фанфару для пяти самостоятельных труб в увертюре к опере «Орфей».

Близкий же к современному облику вид труба получила относительно не так давно, в 30-е годы XIX века. С тех пор, как был изобретен вентильный механизм, у инструмента появились три клапана и возможность исполнения всех хроматизмов. Труба обрела при исполнении виртуозность, полноценность звучания.

С годами изменялся строй трубы, добавлялись детали, позволявшие менять окраску звука. И на сегодня этому удивительному инструменту подвластны практически любые стили и жанры – от классической музыки до джаза, у нее масса дополнительных средств выразительности и богатый выбор приемов игры.

В наше время – для совершенствования исполнительской техники и шлифовки навыков звукоизвлечения – перед трубачом раскрыто широчайшее поле возможностей. Этот инструмент является неотъемлемой частью многих музыкальных стилей и жанров. Труба – это выражение души.

О музыкальных способностях и ранних успехах Ильяса Невретдинова мы начали рассказывать читателям пару лет назад (см.: «Играем с начала», 2015, № 1). Но и сегодня, когда слушаешь его игру, с трудом верится, что эти насыщенные, красивые и певучие звуки извлекает из сложного инструмента ребенок. Лауреат премии правительства Москвы, а также многочисленных фестивалей и конкурсов, Ильяс Невретдинов – вновь победитель!

Музыкальная семья

Нельзя не поздравить не только талантливого мальчика, но и его отца, обладателя звания «Лучший преподаватель ДШИ Москвы 2015 года».

«Я хотел, чтобы он занимался музыкой, спортом, рисованием, – рассказывает Шамиль Вагапович Невретдинов. – Но сын выбрал трубу и в шесть лет приступил к обучению». Педагог и папа в одном лице признает, что у Ильяса уже достаточно качественный звук, ну а период взросления сделает его более совершенным. Правда, для этого нужно продолжать усиленно заниматься, развивать технику, обретать свободу владения инструментом и самим собой.

Шамиль Вагапович выражает огромную благодарность своему учителю, а теперь уже и наставнику сына – заслуженному артисту РФ Андрею Михайловичу Икову. Известный трубач, солист оркестра Большого театра и преподаватель Московской консерватории, Андрей Михайлович пристально наблюдает за ростом Ильяса, помогая ему ценными практическими советами.

Отрадно, что успехи мальчика оценили на своих мастер-классах и всемирно известные музыканты Сергей Накоряков и Вадим Эйленкриг. Ведь трубачи – особое братство, что очень важно почувствовать молодым – это сформирует их личность, даст необходимую творческую поддержку и послужит примером в жизни.

Лучше «Синяя птица» в руке

Отбор конкурсантов был очень строгим: 30 крупнейших городов и регионов, несколько тысяч заявок на участие. И лишь 26 финалистов по всем номинациям. Нашему юному герою, по его словам, очень хотелось удивить и порадовать жюри и всех телезрителей. На первом этапе конкурса Ильяс Невретдинов достойно исполнил сложную даже для профессионалов тему из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» композитора Э. Артемьева. В финале телеконкурса в его исполнении прозвучал «Вальс» М. Таривердиева из новогодней комедии «Ирония судьбы», и номер стал одним из самых заметных в праздничном шоу.

Шамиль Невретдинов признается, что испытал гордость за сына. По его словам, «замечательно, что красота звука и возможности инструмента вызвали такой интерес у публики, а члены жюри единодушно признали, что русская духовая школа жива!» И еще одну примечательную особенность этого проекта подметил опытный глаз: каждый участник чувствовал себя победителем, благодаря доброжелательной, праздничной атмосфере. С педагогической точки зрения, очень важно, чтобы конкурс не стал источником отрицательных эмоций, а наоборот укрепил бы желание заниматься, идти вперед, совершенствовать мастерство – чтобы труба обрела большую популярность.

Из опыта Невретдинова-старшего

Успех приносит эйфорию, и это окрыляет. Но практической пользы не имеет. Надо не упускать из виду, что победы сменяют поражения, и они неизбежны на пути любого исполнителя. С ранних лет необходимо учить воспринимать удачу не как какой-то окончательный итог, не как повод успокоиться и почивать на лаврах, а как приятную ступень к достижению выбранной цели, шаг к новой вершине.

Такое отношение к работе Шамиль Невретдинов воспитывает у всех своих учеников, и они, что называется, не остаются в долгу – не перестают радовать уважаемого педагога. Определились с профессией и решили серьезно к этому готовится старшеклассники Глеб Егоров и Анатолий Ким. Младшие воспитанники Софья Гончарова и Максим Поплавский (2 класс) участвовали в проекте «Кастинг – Синяя птица», и их яркое выступление запомнилось телезрителям.

Читайте так же:  Бауцентр профильная труба 40х20

Один из ключевых моментов в музыкальном становлении трубача – понимание, с какого же возраста лучше начинать обучение. Ведь не секрет, что физическое развитие растущего организма в значительной степени определяет успехи или неуспехи в овладении столь, по всем внешним признакам, «недетским» инструментом. Этот вопрос был спорным раньше и остается таковым и сегодня. Но Шамиль Вагапович считает, что начинать учить игре на трубе можно и в десять лет, а можно и в пять. Главное – внимательно следить за развитием ребенка, не «пережимать», не обгонять время, а идти пусть и маленькими шажками, но к точно намеченному результату.

Еще одним заблуждением Ш.В. Невретдинов считает признание физиологических ограничений для обучения (например, неправильный прикус, слишком тонкие губы). Научить играть на трубе можно каждого, уверен он. Разумеется, при наличии музыкальных данных, общего физического здоровья, ну и, конечно, желания ребенка.

Методической задачей на этапе музыкальной школы духовик видит работу по созданию исполнительского аппарата, или «инструмента внутри себя, в своем организме». Труба – не самостоятельный инструмент, как рояль или аккордеон. Она – только механизм для передачи звука посредством определенной техники: дыхание, губной аппарат, атака (язык). На рояле можно нажать клавишу и появится звук. Чтобы извлечь его из трубы, нужно сформировать определенные навыки и внутренние ощущения. На это требуется много времени. Например, научиться играть гамму диапазоном в две октавы на деревянном духовом инструменте можно и за полгода. На трубе же – не меньше чем за три. Нужно чувствовать определенную позицию губ, работу языка, правильно набирать и расходовать дыхание. Ощущения от игры на этом загадочном даже для других музыкантов инструменте, видимо, похожи на ощущения вокалистов. Только у вокалиста вибрируют связки, а у трубача – губы. Поэтому так близок голос трубы к голосу человека.

Шамиль Вагапович уверен, что петь на трубе, добиваясь легкости, «полетности» звука, – это уже высший пилотаж, присущий мэтрам; и решить такую задачу возможно, если только с детства заложены правильные основы исполнительского аппарата и дыхания. При этом качество звука можно совершенствовать всю жизнь, но при упорном труде первые результаты могут появиться у учеников, когда организм физически окрепнет.

Источник

Ильяс невретдинов труба биография

Шамиль Вагапович, ваши ученики участвуют в различных конкурсах. Насколько они психологически готовы к таким нагрузкам?

– Если ребенок регулярно выступает на внутренних концертах школы, много занимается, то участие в двух-трех конкурсах в год для него не проблема. Когда ученик хорошо натренирован на упражнениях, гаммах и этюдах, то ему хочется показать подготовленные произведения, увидеть и услышать других. Для него это бесценный опыт, мотивирующий к дальнейшей работе.

По каким критериям вы отбираете конкурсы?

– Их несколько: уровень жюри, традиции, атмосфера. В Москве есть духовые конкурсы, где проходят состязания, отвечающие этим требованиям. Это, прежде всего, конкурс-фестиваль имени Должикова, конкурс имени Табакова, «Серебряные трубы» имени Блажевича – весной он пройдет в пятый раз. К нему мы серьезно готовимся.

Выезжаете ли вы со своими воспитанниками в другие города?

– Здесь моя позиция однозначна. Не принижая достоинств региональных смотров, все же я против участия в них, когда речь идет о малышах. Исхожу из того, что дети должны заниматься ежедневно, а поездки выбивают из привычного режима. Конечно, если живешь не в столице, то приходится вывозить учеников в Москву или Петербург, – это необходимо, потому что здесь средоточие педагогического мастерства, сюда съезжаются преподаватели с талантливыми воспитанниками отовсюду, и можно выявить свой реальный уровень.

Победа в конкурсе для вас очень важна?

– Победа не на первом месте. Цель – показать свой класс, испытать себя как педагога. Важно также, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то могут, что они не хуже других. Очень важно, чтобы и родители это увидели.

У Ильяса педагог и папа – в одном лице. У него больше шансов стать профессиональным трубачом, чем у остальных ребят?

– Я считаю, мало владеть инструментом, должна развиваться вторая сторона медали – культура, которая отвечает за то, какие рождаются у исполнителя чувства и образы. Конечно, музыкантам легче, нежели другим родителям, объяснять, что такое музыка, как ее играть, давать советы, как готовиться к концерту, в каком режиме жить перед конкурсом. Много советов и знаний дали Ильясу известные трубачи-педагоги Владимир Иванович Пушкарев, Андрей Михайлович Иков. Добрые слова сказал и Сергей Накаряков: посоветовал не бросать занятия, отметил у него технику и красивый звук. Кстати, Накарякова ведь тоже учил папа, так что в чем-то их судьбы схожи.

Читайте так же:  Чем задекорировать трубу отопления под потолком

Природные данные имеют значение, и музыкальность все-таки трудно привить, это идет изнутри. Конечно, мы, его семья, этому способствовали с самого раннего возраста – он засыпал под Вивальди, Гайдна, Моцарта. Мы надеемся, что Ильяс станет продолжателем нашей музыкальной династии. Мама Ольга Эдуардовна Скребнёва – преподаватель фортепиано, а бабушка Наталья Петровна Захарова – директор ДМШ им. А.К. Глазунова. Было время, когда Ильяс занимался хоккеем, шахматами, но потом все же выбрал музыку.

Что посоветуете родителям, у которых нет музыкального образования, но они сердцем чувствуют, что их ребенок одарен?

– Отдавать детей в музыкальную школу, а затем вникать в то, что происходит на занятиях, слушать, что делают педагог и ребенок. Если родители считают, что детей всему научат в стенах музыкальной школы, то результат будет невысоким. Мамы и папы должны понимать, домашнюю работу нужно делать вместе с ребенком. Только с 12-14 лет ребенок начнет самостоятельно формулировать задачи и добиваться результата. Когда Ильяс только начал заниматься, я часто ставил ему записи Тимофея Докшицера. Запомнились его детские слова: «Папа, когда я слушаю Докшицера, то мне кажется, что его талант постепенно переходит в меня». Пусть это слова ребенка, но они уже показывают отношение к выбранной специальности.

Ильяс играет достаточно сложные произведения. С какого возраста он начал заниматься?

– С пяти лет. Раньше считалось, что начинать играть на трубе надо в 9-10. Но практика показывает и доказывает, что и пяти-шестилетки вполне могут освоить программу первого класса. Главное – не торопиться и помнить, что у каждого свои особенности. В моем классе сейчас есть очень способные мальчишки – Анатолий Ким, Владимир Ханов, Глеб Егоров. Недавно пришла Софья Гончарова. Этой девочке пять лет, но она уже готовится выступить в своем первом конкурсе.

Как к этому отнеслись ее родители?

– Конечно, поддержали! Детям очень важно видеть, как родители рады тому, чем они занимаются. К тому же, участвуя в конкурсах, они учатся, слушая других.

Источник

Ильяс Невретдинов

Biography

Родился в Москве 24 января 2006 году в семье музыкантов. Ильяс — ученик МССМШ им. Гнесиных, класс преподавателя К.М. Солдатова.

У Ильяса обширный концертный репертуар, он с большим удовольствием выступает на сцене, радуя публику красивым, насыщенным звуком, широким диапазоном и виртуозной техникой. Юный музыкант с успехом участвует во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

В 2017 году Ильяс Невретдинов выступил на одной сцене с прославленным пианистом Денисом Мацуевым в Государственном Кремлевском Дворце. Участвовал в Гала-концерте Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская Башня», Международном музыкальном фестивале медного духового искусства «Brass Days», Международных фестивалях «Москва встречает друзей» и «Очи черные» (Италия г. Монтекатини — Терме.). Участник церемонии открытия X Благотворительного международного фестиваля «Алина -2018».

Для совершенствования исполнительских навыков Ильяс активно посещает мастер-классы знаменитых трубачей: Сергея Накарякова, Маттиаса Хёвса, Вадима Эйленкрига, Владислава Лаврика, солиста Большого театра Андрея Икова, трубачей Брэдли Ульриха и Эрика Йетса (США).

Ильяс Невретдинов выступает как солист и сотрудничает с известными музыкальными коллективами: Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, Московским государственным симфоническим оркестром под руководством Ивана Рудина, дирижерами Василием Валитовым, Анной Гулишамбаровой, Юрием Медяником, Фредди Кадена, Игорем Лерманом, Юрием Ткаченко, Сергеем Дурыгиным, Александром Соловьевым и многими другими. Выступал на сцене Большого театра, Геликон-Оперы, в Большом и Малом залах МГК им. П.И.Чайковского, в Концертном зале им. П.И.Чайковского, Рахманиновском зале консерватории, КЗ «Зарядье», в Большом зале Государственного Кремлевского дворца, Александровском зале Кремля, в концертных залах ММДМ — Светлановском, Театральном и Камерном.

Невретдинов Ильяс — Победитель Международного конкурса трубачей «Ictus International Trumpet Competition 2018» (USA).

В 2020 году Ильяс вошел в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. В 2020 году он также стал Лауреатом I степени Международного конкурса «Costa Festa» (Испания), а также Лауреатом I степени V Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Северная Рапсодия». Невретдинов Ильяс — обладатель Именной стипендии МБФ В.Спивакова «За верное служение искусству».

В 2021 году Ильяс принял участие в исполнительском конкурсе для молодых музыкантов «I Большой Всероссийский отбор РНО». По итогам творческих состязаний Ильяс вошел в двадцадку лучших исполнителей конкурса.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector